Классному руководителю

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

   С. Маршак

 

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.

Основные задачи и содержание работы классного руководителя

  • содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
  • создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
  • помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
  • содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
  • оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
  • соблюдает права и свободы обучающихся;
  • совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни. 

Классный руководитель имеет право:

  • получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
  • координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
  • разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
  • приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
  • участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
  • вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
  • создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;

 

Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
  • использовать оценку для наказания ученика;
  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
  • использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  • обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
  • Классный руководитель должен уметь:
  • общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
  • формировать свои воспитательные цели;
  • спланировать воспитательную работу;
  • организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
  • провести родительское собрание;
  • пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.

 

Нормативно-правовая база классного руководителя

 

1. Конституция Российской Федерации www.constitution.ru/

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

3. Конвенция о правах ребёнка www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

4. Всеобщая декларация прав ребенка www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

5. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка docs.cntd.ru/document/901713538

6. Декларация принципов терпимости www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc

7. Федеральная программа развития образования www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz_pril.htm

8. Федеральный закон "Об основах системы профилактики  безнабзорности и правонарушений несовершеннолетних" solntsevo.mos.ru/kdn/zakon/fz-120.htm

9. N 71-ЗРТ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ, ИХ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Принят Государственным Советом Республики Татарстан 23.09.2010 года www.regionz.ru/index.php?ds=856483

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА